Главная » 2014 » Апрель » 27 » психологическая гостиная для родителей "Шаг навстречу"
20:57
психологическая гостиная для родителей "Шаг навстречу"

Введение

                                                                             Если у родителей нет с ребенком отношений,

                                                                             основанных на любви, все остальное

                                                                             (дисциплина, взаимоотношения со

                                                                             сверстниками, успехи в школе) строится на

                                                                               не верной основе, и тогда  неизбежно

                                                                              возникают проблемы.

                                                                                                                                    Росс  Кэмпбелл

 

         Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей.

         В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

         Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Общеизвестно, что родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности, - все это закладывается в дошкольном детстве. Но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи.

         В последние годы одним из наиболее распространенных поводов для обращения родителей за помощью к психологу является потеря взаимопонимания с детьми.

         В процессе индивидуальных собеседований и анкетирования было выявлено, что многие родители испытывают затруднения в общении с детьми. Мы думаем, что основная причина такого беспокойства родителей – недостаток обыкновенного взаимопонимания, теплоты отношений и радости общения. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие; малыш становится безынициативным, у него появляется чувство вины, развивается дефицит чувства собственного достоинства.

         Для решения данной проблемы возникла необходимость поиска интересных форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда дают желаемый результат.

         В связи с этим были разработаны конспекты совместной деятельности родителей с детьми, рассчитанной на старших дошкольников (в данной разработке предлагается вашему вниманию один из конспектов).

         Цель: оптимизация детско – родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.

         Реализация данного направления возможна при решении следующих задач:

  • Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умения знать и понимать своих детей;
  • Обогащение совместного эмоционального опыта членов семьи, обучение навыкам взаимодействия между ними;
  • Развитие речи и творческих способностей дошкольников;
  • Развитие познавательных психических процессов (память, внимание и мышление);
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Формирование психолого – педагогической компетентности педагогов.

Основная часть

Практическая работа с семьей

 

Работа с родителями: с целью выявления особенностей внутрисемейного общения, определения наиболее популярных и действенных форм работы было проведено анкетирование (приложение1).в результате обработки данных мы выяснили, что у многих родителей имеются трудности в воспитании и общении с детьми.

         Из индивидуальных бесед были выявлены следующие проблемы:

1. Взаимопонимание между детьми и родителями;

2. Непослушание и упрямство;

3. Знание возрастных особенностей.

Исходя из вышеизложенного, были определены формы работы с родителями.

 

Формы работы

Цель

Тематика

Наглядно – текстовая информация (памятки, «шпаргалки», рекомендации)

Просвещение родителей по проблеме общения, поддержание интереса к процессу воспитания детей

«Принципы общения родителей с детьми»;

«Учимся общаться»

Консультации

Развитие эмоционально – нравственной сферы и навыков общения дошкольников

«Общаемся с родителями»;

«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Занятия , игры

Установление партнерских, доброжелательных отношений между взрослыми и детьми

Цикл занятий;

Игры для детей и взрослых

 

Работа с детьми: с целью выяснения особенностей межличностных детско – родительских отношений нами проводились наблюдения за детьми во время сюжетно – ролевых игр, во время режимных моментов, а также анализ продуктивной деятельности детей.

         В результате было выявлено, что некоторые дети испытывают затруднения в общении.

Тема : Шаг навстречу

Ход деятельности

 

Вид деятельности

Содержание

 

Методические рекомендации

Приветствие

Вначале взрослые решают вопрос о том, как их будут называть дети в ходе совместной деятельности (по имени – отчеству, по именам, неформальные обращения, например

 «тетя Света», «мама Киры»)

Знакомство друг с другом

Задача – развитие памяти и коммуникативных склонностей.

        Дети встают в кружок, психолог держит в руках мячик и объясняет: «Тот, кому я брошу мячик, называет свое имя, а все участники повторяют его.»

       Далее взрослые встают с детьми в круг, и проводится игра «Как тебя зовут?» каждый (ребенок и взрослый) называет свое имя и бросает мяч следующему участнику

 

 

 

И так каждый по кругу называет свое имя.

Получивший мяч продолжает игру таким же образом.

Игра «Добрый ангел»

П.: Теперь я прошу вас всех сесть поудобнее. Родители обнимите своих детей. Я хочу прочитать вам сказку.

 

        В каждой семье есть Добрый ангел, который ее охраняет и радуется когда видит, что все члены семьи помогают друг другу, берегут своих близких, доставляют им радость. И грустит, когда замечает, что в семье ругаются, ходят хмурые и говорят плохие слова. Давайте порадуем своего Доброго ангела и покажем, как мы бережно и с любовью относимся к своим близким.

      Теперь, родители, покажите, как вы любите своего ребенка (можно приласкать или пожелать жестами, можно словами). Затем поменяемся ролями, и дети покажут, как они любят своих родителей.

 

Психолог читает сказку под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Родители и дети по очереди обнимают друг друга, говорят друг другу ласковые слова.

 

 

 

Игра

«Продолжи движение»

 

Задача – развитие внимания, умения точно передавать фигуру и управлять своим эмоциональным состоянием.

      Все участники становятся в круг, один из них – ведущий. Психолог предлагает ему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки и т.п.). по сигналу психолога  ведущий замирает, а его движение продолжает сосед и т.д. в результате движение проходит весь круг и возвращается к ведущему.

 

 

 

 

 

Игра продолжается до тех пор , пока в роли ведущего не побывают все желающие.

 

 

Игра «Рисунок в несколько рук»

 

 

Задача – развитие эмпатии , воображения, сплочения взрослых и детей.

Каждый ребенок садится за стол рядом со своим родителем. На двоих дается один лист бумаги и карандаши. Психолог говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать картинку. По моему сигналу вы  остановите рисование и отдадите незаконченную картинку соседям справа. Они продолжают рисовать вашу картинку. Затем снова по моему сигналу рисование прервется и вы снова передадите картинку своим соседям справа. И так далее, до тех пор пока рисунок, который вы начали рисовать, не вернется к вам. Во время рисования разговаривать нельзя »

 

 

 

Во время рисования разговаривать нельзя (общаться можно только ребенку и родителю). После завершения задания картинки демонстрируются и обсуждаются участниками.

Игра «Передай по кругу»

П.: Встаньте, пожалуйста, в круг сейчас мы будем передавать друг другу тяжелый арбуз (воображаемый). Он очень тяжелый! Руки напрягаем, передаем своему соседу!

 

Ой, посмотрите -  у меня в руках непослушный маленький котенок! Давайте его так же аккуратно будем передавать друг другу. Он маленький, пушистый, нежный.

А теперь у меня в руках красивый букет цветов. Мы его тоже передадим друг другу! Он большой и очень душистый.

Что это? (изображает, будто у него в руках что – то неприятное). Ко мне в руки попало что – то непонятное, похоже на глину.

Передадим ее по кругу!

После этой глины руки у нас очень грязные! Но посмотрите! Перед нами водопад! Давайте помоем руки в этой прозрачной, прохладной воде.

  Давайте мы все немножко побалуемся!

Наберем в руки воду и побрызгаемся друг на друга!

А теперь опять спокойно подержим руки под струей водопада!

Родители и дети имитируют, как передают тяжелый арбуз по кругу.

Участники передают по кругу воображаемого котенка.

Взрослые и дети передают по кругу воображаемый букет цветов.

Дети и родители в быстром темпе передают «глину» друг другу.

Все моют руки в воображаемом водопаде.

Участники весело «брызгаются» друг на друга воображаемой водой!

Игра «Волшебное зеркало»

П.: Ну а теперь я предлагаю отправиться в необычный магазин! Это магазин волшебных зеркал!

- ребята, когда мы смотримся в зеркало, что там видим?

Конечно, отражение! В нашем необычном магазине зеркалами будут сначала родители, вы же, ребята, будете  в них смотреться. Затем мы поменяемся местами, и в зеркала превратитесь вы, ребята, а родители будут смотреться в зеркала. «Зеркало» должно полностью повторять движение того, кто в нем отражается!

Игра проводится под веселую ритмичную музыку.

 

Дети и взрослые становятся друг напротив друга, повторяют движения.

 

 

Упражнение для взрослых «Моя Галактика»

 

 

Родители вместе с детьми наклеивают на альбомный лист голубого цвета звезды.

П.: «Это ваша собственная Галактика. Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает, - свою звезду. Подпишите ее –Я. Теперь попробуйте найти звездочку вашего малыша. Ее тоже подпишите. Определите звезду вашего супруга (и). напишите их имена. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных , близких, знакомых. В вашей Галактике не должно быть не одной безымянной звезды! Вы создали мир, в котором живете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь проанализируем то, что у вас получилось. Обратите внимание на то, где находится звездочка «Я» -  в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Ее расположение говорит о вашей самооценке, отношении к себе. Об это же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре или выше – значит, вы эгоцетричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если  же ваша звездочка маленькая и находится в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми? Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.

Синий – вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным.

Красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным.

Розовый  - нежным, чувствительным, уязвивым,

Оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением,

но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться.

Желтый  - очень активным, открытым, общительным, веселым.

Фиолетовый – беспокойным, эмоционально – напряженным, нуждающемся в душевном контакте.

Коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным.

Черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

Серый  -  вылым, пассивным, неуверенным, безразличным

   А теперь выясните, где находится звездочка вашего ребенка. какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы его воспринимаете на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где – то далеко? Рассмотрите все звезды Галактики. Нравится ли вам ваша Галактика? Может, вы хотите в ней что – нибудь изменить? Это возможно! Используя полученную информацию, создайте дома на новом листе бумаги еще одну Галактику – идеальную в вашей точки зрения, а лист с первой Галактикой разорвите и выбросьте. Это поможет избавиться от негативных переживаний, проблем и ненужных отношений. Новый вариант повесьте на стену. Вы сможете каждый день смотреть на него, чтобы изменить свои отношения с окружающими людьми»

 

 

Пока родители создают Галактику, детям предлагается собрать картинки из частей без заданного образца.

Д/ и «Разрезные картинки»

Задача – развитие внимания, мышления.

 

Прощание

Задачаразвитие групповой сплоченности, умения ощущать близость и тепло другого установление  эмоционального контакта.

Психолог говорит: «наша встреча подошла к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я возьму свечу, и мы будем передавать ее друг другу и говорить при этом свои соседям добрые слова, например: «Спасибо, Иришка, я рада была тебя видеть тебя на нашем занятии»или «т. Оля, мне приятно было с вами познакомиться…»

Участник, чье имя было названо, передает свечку со словами благодарности своему соседу, и так до завершения круга. Затем на счет «три» свечка задувается всеми участниками одновременно.

       

 

 Заключение

         Совместная деятельность детей с родителями в ДОУ дала положительный результат. У родителей вырос интерес к заданиям, выполняемым совместно с детьми; возросла заинтересованность не только в групповых развлекательных играх, но и в специальных упражнениях, выполняемых в парах; установились доверительные отношения между родителями и детьми. По признанию родителей, они стали чувствовать себя более компетентными в вопросах построения общения с собственными детьми.

         В ходе наблюдения за детьми и обследования через рисуночные тесты позволило сделать вывод о том, что в семье потихоньку стали налаживаться эмоциональные контакты, появилась потребность в общении. У детей в ходе сюжетно – ролевых игр, можно проследить сюжет в котором отображаются заботливые, добрые отношения между членами семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1832 | Добавил: psiholog | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: