Введение
Если у родителей нет с ребенком отношений,
основанных на любви, все остальное
(дисциплина, взаимоотношения со
сверстниками, успехи в школе) строится на
не верной основе, и тогда неизбежно
возникают проблемы.
Росс Кэмпбелл
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми волшебниками и веселыми гномами, теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей.
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Общеизвестно, что родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности, - все это закладывается в дошкольном детстве. Но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи.
В последние годы одним из наиболее распространенных поводов для обращения родителей за помощью к психологу является потеря взаимопонимания с детьми.
В процессе индивидуальных собеседований и анкетирования было выявлено, что многие родители испытывают затруднения в общении с детьми. Мы думаем, что основная причина такого беспокойства родителей – недостаток обыкновенного взаимопонимания, теплоты отношений и радости общения. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие; малыш становится безынициативным, у него появляется чувство вины, развивается дефицит чувства собственного достоинства.
Для решения данной проблемы возникла необходимость поиска интересных форм работы с семьей, так как традиционные методы не всегда дают желаемый результат.
В связи с этим были разработаны конспекты совместной деятельности родителей с детьми, рассчитанной на старших дошкольников (в данной разработке предлагается вашему вниманию один из конспектов).
Цель: оптимизация детско – родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.
Реализация данного направления возможна при решении следующих задач:
- Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях, умения знать и понимать своих детей;
- Обогащение совместного эмоционального опыта членов семьи, обучение навыкам взаимодействия между ними;
- Развитие речи и творческих способностей дошкольников;
- Развитие познавательных психических процессов (память, внимание и мышление);
- Развитие коммуникативных навыков;
- Формирование психолого – педагогической компетентности педагогов.
Основная часть
Практическая работа с семьей
Работа с родителями: с целью выявления особенностей внутрисемейного общения, определения наиболее популярных и действенных форм работы было проведено анкетирование (приложение1).в результате обработки данных мы выяснили, что у многих родителей имеются трудности в воспитании и общении с детьми.
Из индивидуальных бесед были выявлены следующие проблемы:
1. Взаимопонимание между детьми и родителями;
2. Непослушание и упрямство;
3. Знание возрастных особенностей.
Исходя из вышеизложенного, были определены формы работы с родителями.
Формы работы
|
Цель
|
Тематика
|
Наглядно – текстовая информация (памятки, «шпаргалки», рекомендации)
|
Просвещение родителей по проблеме общения, поддержание интереса к процессу воспитания детей
|
«Принципы общения родителей с детьми»;
«Учимся общаться»
|
Консультации
|
Развитие эмоционально – нравственной сферы и навыков общения дошкольников
|
«Общаемся с родителями»;
«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
|
Занятия , игры
|
Установление партнерских, доброжелательных отношений между взрослыми и детьми
|
Цикл занятий;
Игры для детей и взрослых
|
Работа с детьми: с целью выяснения особенностей межличностных детско – родительских отношений нами проводились наблюдения за детьми во время сюжетно – ролевых игр, во время режимных моментов, а также анализ продуктивной деятельности детей.
В результате было выявлено, что некоторые дети испытывают затруднения в общении.
Тема : Шаг навстречу
Ход деятельности
Вид деятельности
|
Содержание
|
Методические рекомендации
|
Приветствие
Вначале взрослые решают вопрос о том, как их будут называть дети в ходе совместной деятельности (по имени – отчеству, по именам, неформальные обращения, например
«тетя Света», «мама Киры»)
|
Знакомство друг с другом
|
Задача – развитие памяти и коммуникативных склонностей.
Дети встают в кружок, психолог держит в руках мячик и объясняет: «Тот, кому я брошу мячик, называет свое имя, а все участники повторяют его.»
Далее взрослые встают с детьми в круг, и проводится игра «Как тебя зовут?» каждый (ребенок и взрослый) называет свое имя и бросает мяч следующему участнику
|
И так каждый по кругу называет свое имя.
Получивший мяч продолжает игру таким же образом.
|
Игра «Добрый ангел»
|
П.: Теперь я прошу вас всех сесть поудобнее. Родители обнимите своих детей. Я хочу прочитать вам сказку.
В каждой семье есть Добрый ангел, который ее охраняет и радуется когда видит, что все члены семьи помогают друг другу, берегут своих близких, доставляют им радость. И грустит, когда замечает, что в семье ругаются, ходят хмурые и говорят плохие слова. Давайте порадуем своего Доброго ангела и покажем, как мы бережно и с любовью относимся к своим близким.
Теперь, родители, покажите, как вы любите своего ребенка (можно приласкать или пожелать жестами, можно словами). Затем поменяемся ролями, и дети покажут, как они любят своих родителей.
|
Психолог читает сказку под музыку.
Родители и дети по очереди обнимают друг друга, говорят друг другу ласковые слова.
|
Игра
«Продолжи движение»
|
Задача – развитие внимания, умения точно передавать фигуру и управлять своим эмоциональным состоянием.
Все участники становятся в круг, один из них – ведущий. Психолог предлагает ему начать любое движение (поднять руки, сесть на корточки и т.п.). по сигналу психолога ведущий замирает, а его движение продолжает сосед и т.д. в результате движение проходит весь круг и возвращается к ведущему.
|
Игра продолжается до тех пор , пока в роли ведущего не побывают все желающие.
|
Игра «Рисунок в несколько рук»
|
Задача – развитие эмпатии , воображения, сплочения взрослых и детей.
Каждый ребенок садится за стол рядом со своим родителем. На двоих дается один лист бумаги и карандаши. Психолог говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать картинку. По моему сигналу вы остановите рисование и отдадите незаконченную картинку соседям справа. Они продолжают рисовать вашу картинку. Затем снова по моему сигналу рисование прервется и вы снова передадите картинку своим соседям справа. И так далее, до тех пор пока рисунок, который вы начали рисовать, не вернется к вам. Во время рисования разговаривать нельзя »
|
Во время рисования разговаривать нельзя (общаться можно только ребенку и родителю). После завершения задания картинки демонстрируются и обсуждаются участниками.
|
Игра «Передай по кругу»
|
П.: Встаньте, пожалуйста, в круг сейчас мы будем передавать друг другу тяжелый арбуз (воображаемый). Он очень тяжелый! Руки напрягаем, передаем своему соседу!
Ой, посмотрите - у меня в руках непослушный маленький котенок! Давайте его так же аккуратно будем передавать друг другу. Он маленький, пушистый, нежный.
А теперь у меня в руках красивый букет цветов. Мы его тоже передадим друг другу! Он большой и очень душистый.
Что это? (изображает, будто у него в руках что – то неприятное). Ко мне в руки попало что – то непонятное, похоже на глину.
Передадим ее по кругу!
После этой глины руки у нас очень грязные! Но посмотрите! Перед нами водопад! Давайте помоем руки в этой прозрачной, прохладной воде.
Давайте мы все немножко побалуемся!
Наберем в руки воду и побрызгаемся друг на друга!
А теперь опять спокойно подержим руки под струей водопада!
|
Родители и дети имитируют, как передают тяжелый арбуз по кругу.
Участники передают по кругу воображаемого котенка.
Взрослые и дети передают по кругу воображаемый букет цветов.
Дети и родители в быстром темпе передают «глину» друг другу.
Все моют руки в воображаемом водопаде.
Участники весело «брызгаются» друг на друга воображаемой водой!
|
Игра «Волшебное зеркало»
|
П.: Ну а теперь я предлагаю отправиться в необычный магазин! Это магазин волшебных зеркал!
- ребята, когда мы смотримся в зеркало, что там видим?
Конечно, отражение! В нашем необычном магазине зеркалами будут сначала родители, вы же, ребята, будете в них смотреться. Затем мы поменяемся местами, и в зеркала превратитесь вы, ребята, а родители будут смотреться в зеркала. «Зеркало» должно полностью повторять движение того, кто в нем отражается!
|
Игра проводится под веселую ритмичную музыку.
Дети и взрослые становятся друг напротив друга, повторяют движения.
|
Упражнение для взрослых «Моя Галактика»
|
Родители вместе с детьми наклеивают на альбомный лист голубого цвета звезды.
П.: «Это ваша собственная Галактика. Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает, - свою звезду. Подпишите ее –Я. Теперь попробуйте найти звездочку вашего малыша. Ее тоже подпишите. Определите звезду вашего супруга (и). напишите их имена. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных , близких, знакомых. В вашей Галактике не должно быть не одной безымянной звезды! Вы создали мир, в котором живете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь проанализируем то, что у вас получилось. Обратите внимание на то, где находится звездочка «Я» - в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Ее расположение говорит о вашей самооценке, отношении к себе. Об это же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре или выше – значит, вы эгоцетричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая и находится в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми? Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.
Синий – вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным.
Красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным.
Розовый - нежным, чувствительным, уязвивым,
Оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением,
но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться.
Желтый - очень активным, открытым, общительным, веселым.
Фиолетовый – беспокойным, эмоционально – напряженным, нуждающемся в душевном контакте.
Коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным.
Черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
Серый - вылым, пассивным, неуверенным, безразличным
А теперь выясните, где находится звездочка вашего ребенка. какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы его воспринимаете на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где – то далеко? Рассмотрите все звезды Галактики. Нравится ли вам ваша Галактика? Может, вы хотите в ней что – нибудь изменить? Это возможно! Используя полученную информацию, создайте дома на новом листе бумаги еще одну Галактику – идеальную в вашей точки зрения, а лист с первой Галактикой разорвите и выбросьте. Это поможет избавиться от негативных переживаний, проблем и ненужных отношений. Новый вариант повесьте на стену. Вы сможете каждый день смотреть на него, чтобы изменить свои отношения с окружающими людьми»
|
Пока родители создают Галактику, детям предлагается собрать картинки из частей без заданного образца.
Д/ и «Разрезные картинки»
Задача – развитие внимания, мышления.
|
Прощание
|
Задача – развитие групповой сплоченности, умения ощущать близость и тепло другого установление эмоционального контакта.
Психолог говорит: «наша встреча подошла к концу. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я возьму свечу, и мы будем передавать ее друг другу и говорить при этом свои соседям добрые слова, например: «Спасибо, Иришка, я рада была тебя видеть тебя на нашем занятии»или «т. Оля, мне приятно было с вами познакомиться…»
|
Участник, чье имя было названо, передает свечку со словами благодарности своему соседу, и так до завершения круга. Затем на счет «три» свечка задувается всеми участниками одновременно.
|
|
|
|
|
Заключение
Совместная деятельность детей с родителями в ДОУ дала положительный результат. У родителей вырос интерес к заданиям, выполняемым совместно с детьми; возросла заинтересованность не только в групповых развлекательных играх, но и в специальных упражнениях, выполняемых в парах; установились доверительные отношения между родителями и детьми. По признанию родителей, они стали чувствовать себя более компетентными в вопросах построения общения с собственными детьми.
В ходе наблюдения за детьми и обследования через рисуночные тесты позволило сделать вывод о том, что в семье потихоньку стали налаживаться эмоциональные контакты, появилась потребность в общении. У детей в ходе сюжетно – ролевых игр, можно проследить сюжет в котором отображаются заботливые, добрые отношения между членами семьи.
|