Главная » 2013 » Январь » 5 » «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
22:14
«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями
 «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.
 
Ход семинара:
 Игра  «  Я  сегодня  вот  такая  ».
Круг. Каждый  по  кругу  по  очереди  выходит  на  шаг  
вперед  и  говорит  « Здравствуйте, ( говорит  имя ),  я
сегодня  вот  такая  ( показывает  движением ). 
Все  повторяют  « здравствуйте  ( имя ), ты  сегодня  вот  такая,» повторяет  её  движение.

Сегодня  мы  с вами  поговорим  о  способах  выхода  из
конфликтных ситуаций, но прежде чем начать , предлагаю игру «Невидимая нить»

Игра  « Невидимая  связь ».
Для  проведения  игры  потребуется  моток  прочных  толстых  нитей. Ведущий  просит  участников  игры  встать  в  круг  на  расстоянии  вытянутых  рук  и  закрыть глаза. Сам  ведущий  заходит  внутрь  круга  и  рассказывает  вводную  историю. 
« Известно, что  давным  - давно на  свете  жил  один  удивительный  человек. У  него  были  длинные  седые  волосы  и  борода, поэтому  многие думали, что  он  стар  и  мудр. Другие  же  видели  озорной  блеск  его глаз и говорили, что  он  молод. Этот  человек  умел  то, чего  не  умели  другие. И  люди  называли  его  мудрецом. Никто  не  знал, откуда  он  пришёл, но  говорили, что  раньше  он  был  обыкновенным  человеком, таким  как  все.
Менялись  поколения, а  мудрец  все  жил  среди  людей.
И  они  ощущали  себя  под  его  защитой. И  вот  пришел день,  когда  мудрец  отправился  в  путь.  Он  обошёл  всю  Землю, и  узнал  многих  людей. И  удивился  мудрец, насколько  разными  были  эти  люди, их  характер, привычки, желания  и  стремления.
« Как  непросто  всем  уживаться  друг  с  другом, - думал мудрец, - что  бы  такое  предпринять? – размышлял  он.
      И  тогда  мудрец  сплел  длинную  тончайшую  нить. Задумал  он обойти  добрых  сердцем  людей  и  связать  их этой  тончайшей  чудесной  нитью. 
Далее  ведущий  продолжает  рассказывать  историю, обходя  каждого  участника  игры  и  вкладывая  ему  в руки нить. 
« Воистину  нить  - эта  была  уникальна. Гладкая, тонкая, она  была  совершенно  незаметна  для  человека, но, несмотря на  это, влияла  на  его  взаимоотношения  с другими  людьми. Те, кому  мудрец  передал  чудесную нить, стали  добрее, спокойнее, терпеливее. Они  стали  более  внимательно  относиться  друг  к  другу, стремились  понять  мысли  и  чувства  ближнего. Иногда  они спорили, но, о  чудо, нить  натягивалась, но  не  рвалась.
Иногда  они  ссорились, и  нить  разрывалась, но  при  примерении  оборванные  концы  не  связывались  вновь.
Такой  узелок  напоминал  о  прошлой  споре.
Что  сделали  люди  с  подарком  мудреца? Кто-то  бережно  берег, передавая  тайну  из  поколения  в  поколение.
Кто-то, не  ощущая  присутствия  нити, оставлял  на  ней множество  узелков, да  и  характер  его  постепенно  менялся  и  становился «узловатый ».
Но  главное, у  каждого  появилась  способность  протягивать  невидимые  нити  к  тем, кого  он  считал  близкими и  друзьями, соратниками  и  партнерами.
Ведущий  на  последнем  участнике игры, стоящий  в кругу,  отрезает  нить  от  лотка  и  завязывает  концы. Таким образом, нить  образует  замкнутый  круг.
- Дорогие  друзья! – обращается  ведущий.
- Сейчас  вы  ощущаете  в  своих  руках  чудесную  нить,
подарок  мудреца. Давайте  проверим, что  может  произойти, если каждый  потянет  её  на  себя. Она  натянется и  станет  « резать »  руки. Такие  отношения  некоторые  называют   « натянутыми ».
- А  если, - продолжает  ведущий, - кто-то  потянет  нить
на  себя,  а  кто-то  не  станет  этого  делать? Что  будет, давайте  попробуем….
Равновесие  круга  нарушается. Кто-то  оказывается  в  более  устойчивом  положении, а  кто-то  совсем  в  неустойчивом. О  таких  ситуациях  говорят:  « Он  тянет  одеяло на  себя ».
Некоторые  люди, - продолжает  ведущий, - предпочитают надевать  эту  нить  себе  на  шею. Попробуйте. Тех  кто сейчас  сделал  это, наверное, ощутили, как  больно  нить режет  шею. В подобных  ситуациях  люди  говорят: « посадил  себе  на  шею ».
- Разные  эксперименты  можно  проводить  с  этой  нитью,
- продолжает  ведущий, - многие  люди  посвящают  этому целую  жизнь. Натянут, разорвут, завяжут  узел, натянут  на шею, или вообще отпустят. Не на то  рассчитывал  мудрец, делая  людям  чудесный  подарок.
Давайте  сейчас  найдем  такое  положение  и  натяжение  нити, которое  для  всех  будет  наиболее  удобным. И  запомним  это  состояние  каждой  клеточкой  нашего  тела.
Вопросы:
1. Чему  эта  игра  может  научить?
Выводы: Всегда  есть  нечто, что  объединяет  людей. Ощущение  связи помогает  установить  доверительные  отношения  в  коллективе.
Комфортность  взаимоотношений  зависит  от  того, в  каком состоянии  находится  нить, натянутым  или  свободным.
Экспериментируя  с  натяжением  нити, мы  символически проживали  различные  типы  взаимоотношений  друг  с другом. Среди  членов  коллектива  бывают  разные  эпизоды  в общении. Главное, чтобы  ни  происходило, уметь  восстанавливать  комфортное  состояние  нити.
Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
 
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
 
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
 
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
▪ возникновение конфликта (появление противоречия);
▪ осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
▪ конфликтное поведение;
▪ исход конфликта.
 
Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществить на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».




Какие есть варианты разрешения конфликтов?
Множество. И тут нет готовых рецептов. Каждый выбирает свой путь. Можно посетить психолога и в процессе терапии научиться грамотно действовать в конфликте. Встать на позицию другого в конфликте (другой человек в конфликте – тоже Вы!). Посмотреть на ситуацию с места стороннего наблюдателя, и после того, как ситуация рассмотрена с трех сторон суметь найти решение.

 Проигрывание конфликтных ситуаций и найти способы их разрешения.  (подобрать ситуации)
 Управление конфликтной ситуацией. В идеале считается, что психолог должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа психолога(менеджера) осуществляется в такой последовательности: 
изучение причин возникновения конфликта; 
ограничение числа участников конфликта; 
анализ конфликта; 
разрешение конфликта.


Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и собственным.
 (Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели
 «Способы выхода из конфликтной ситуации»). 
Внимание к своим интересам  
КОНКУРЕНЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВО
КОМПРОМИСС  
 
ИЗБЕГАНИЕ (УКЛОНЕНИЕ) ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
                              Внимание к интересам собеседника
 
 Конкуренция  (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание  (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
 В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как  сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. 
(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал).
  Условия применения, сущность, недостатки каждого стиля описаны в таблице.
СтильСущность стратегииУсловия примененияНедостатки
СоревнованиеСтремление добиться своего в ущерб другому.Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью.Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.Большая вероятность испортить отношения..
УклонениеУход от ответственности за принятие решений.Исход не очень важен.
Отсутствие власти. Желание выиграть время.
Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.
ПриспособлениеСглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов.Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты.Отсутствие власти.


Нерешенность конфликта.
КомпромиссПоиск решений за счет взаимных уступок.Одинаковая власть.
Наличие взаимоисключающих интересов.
Необходимость срочного разрешения конфликта.
Неэффективность других стилей
Получение только половины ожидаемого.
Лишь частичное устранение причин конфликта.


СотрудничествоПоиск решения, удовлетворяющего всех участниковНаличие времени, необходимого для разрешения конфликта.
Заинтересованность обеих сторон
Четкое понимание точки зрения противника.
Желание обеих сторон сохранить отношения.
Временные и энергетические затраты.
Негарантированность успеха.




Ведущий:  Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию к конструктивному соглашению.
Предложить ознакомиться с памятками для педагогов: «Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями.»
Заключительная игра «Солнышко»
Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.
Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Пятнадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:Пятнадцать правил поведения в конфликтных ситуациях:

1. Дайте партнеру "выпустить пар”. Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно.
Во время его "взрыва” следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, зна¬чит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хоро¬шем настроении люди не кидаются друг на друга.
Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не прохо¬дят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном ко¬коне. Немного воображения, и этот прием срабатывает. 
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объек¬тивные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: "То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующе¬го партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент ("В гневе вы еще красивее… Ваш гнев гораз¬до меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации…”). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, компли¬менты переключали сознание разъяренного партнера с от-рицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: "Вы меня обманываете”, лучше звучит:"Я чувствую себя обманутым”.
Не говорите: "Вы грубый человек”, лучше скажите:
"Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете”.
5. Попросите сформулировать желаемый конечный резуль¬тат и проблему как цепь препятствий.
Проблема — это то, что надо решать. Отношение к че¬ловеку — это фон или условия, в которых приходится ре¬шать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Опреде¬лите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
6. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся поло¬жение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на пер-вом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший.
При поиске путей решения помните, что следует ис¬кать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и клиент должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным.
Если не можете договориться о чем-то, то ищите объ¬ективную меру для соглашения (нормативы, закон, фак¬ты, существующие положения, инструкции и т. д.).
7. В любом случае дайте партнеру "сохранить свое лицо”. Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступ¬кам. Можно сказать: "Вы уже дважды не выполнили свое обещание”, но нельзя говорить: "Вы — необязательный человек”.
8. Отражайте как эхо смысл его высказываний и претен¬зий. Кажется, что все понятно, и все же: "Правильно ли я вас понял?”, "Вы хотели сказать…?”, "Позвольте я пере¬скажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет”. Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже умень¬шает его агрессию.
9. Держитесь как на острие ножа в позиции "на равных”. Большинство людей, когда на них кричат или их обви¬няют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, про¬молчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции (сверху — "родительская” или снизу — "детская”) неэф¬фективны.
Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности (позиция на равных — "взрослая”). Она удерживает и парт¬нера от агрессии, помогает обоим не "потерять свое лицо”.
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину.
Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вы¬зывает у него уважение. Ведь способны к извинению толь¬ко уверенные и зрелые личности.
11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и ни¬кому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицатель¬ные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с "врагом”. Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рацио¬нальная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это — бесполезное, пустое занятие.
12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Не от "противника” требуйте: "Замолчи!… Прекрати!”, а от себя! Добиться этого легче всего.
Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла — с кем ссориться?
Если же ни один из участников не склонен замолчать, то обоих очень быстро захватывает отрицательное эмоци¬ональное возбуждение. Напряжение стремительно возрас¬тает. В таком "диалоге” взаимные реакции участников толь¬ко подливают масла в огонь. Чтобы погасить это возбуж¬дение, нужно убрать то, что его разжигает.
Молчание не должно быть обидным для партнера. Если же оно окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно может подействовать как красная тряпка на быка. Чтобы скандал прекратился, нужно молчанием игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.
13. Не характеризуйте состояние оппонента. Всячески избегайте словесной констатации отрицатель¬ного эмоционального состояния партнера: "Ну вот, полез в бутылку! … А чего ты нервничаешь, чего злишься?… Чего ты бесишься?”. Подобные "успокаивающие” слова только укрепляют и усиливают развитие конфликта.
14. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны тра¬гические случаи, вызванные именно оскорбительным сло¬вом "под занавес”.
15. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссо¬ры должна исключать полностью, что бы то ни было обид¬ное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.
16. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения .

 


Просмотров: 4129 | Добавил: psiholog | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: